ПРИБЛИЖЕННЫЕ НЕЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ ПРИ со* < юр < соа И АНАЛИЗ ИХ СВОЙСТВ В СЛУЧАЕ МАЛОГО ДЕМПФИРОВАНИЯ
Будем рассматривать пространственное движение самолета для тех случаев, когда | cov | coa и критические скорости крена существенно различны, причем
C0fl<CDa. (15.1)
При выполнении приведенных условий можно приближенно считать, что угол атаки самолета в возмущенном боковом движении не изменяется, а ~ а’ ~ 0. В этом случае из уравнения для а’ получим приближенное соотношение для определения угловой скорости о)г, вызванной боковым движением самолета:
to2 = Pav (15.2)
Подставив это соотношение в уравнения пространственного движения (3.13), получим систему нелинейных уравнений, приближенно описывающих боковое движение самолета:
Р/ Р0^ — f — pto^oco -|—2~ р;
соу = ту р + tnyl<)y + бросцР + А ту
СО* — Шхр -{- ГПхХ®х + A/77jc.
119
Таким образом, уравнения пространственного движения самолета разделяются на две группы уравнений, отличающиеся темпом изменения параметров: на систему уравнений (15.3), описывающих медленно меняющиеся параметры, и уравнения, описывающие квазиустановившиеся движени я:
со2 = (5сог, ос = ос0,
выполняющиеся для параметров движения, при быстром затухании возмущений. Как отмечалось в § 12, такое разделение уравнений возможно при условии, что решения для быстрых переменных являются устойчивыми при любых значениях медленно изменяющихся переменных, т. е. величин р, G)*, (by. Это требование при сформулированных в начале параграфа ограничениях на величину со* для уравнений продольного движения выполняется. Более того, в рассматриваемом случае могут быть сделаны некоторые оценки точности выполнения соотношений (15.4).
Оценим величину отношения критических скоростей крена для движений тангажа и рыскания соа сор, при которых равенство (15.2) выполняется с достаточной для практических целей точностью. Рассмотрим сначала, при каких соотношениях между о)а и сор выполняется соотношение (15.2) в установившихся режимах движения. Воспользовавшись формулами для статических решений (табл. 9.1) и считая демпфирование малым (£ ^ 0), получим
оуІ 2 т^у а у
~2
2 trfiy
а у
Если потребовать приближенного выполнения соотношения (15.2) для всех значений о>* из диапазона 0 < | со* | < сор, то получим условие
|
|
||
|
|||
|
|||
(Для выполнения соотношения (15.2) с ошибкой не более 10 % необходимо принять, ЧТО 8 =0,1.)
Рассмотрим второе условие, при котором выделялись уравнения бокового движения, а именно неизменность угла атаки (Да ~ 0). Из формулы для статических решений (табл. 9.1) следует:
До^ст
а0
|
|
|||
|
|||
|
|
||
|
|||
|
|||
|
|||
![]() |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|
||
ҐТространственное движение самолета при
где С,—произвольная постоянная, значение которой определяется начальными условиями для переменных (0) и (0). В частном случае нулевых начальных условий соЛ (0) = (0) = 0 постоян
ная Сг = 0.
выражение (15.13) представляет из себя уравнение цилиндрической поверхности с образующей, параллельной оси 0(5. Отметим, что из выражения (15.13), следует, что Сг может принимать любые как положительные, так и отрицательные значения в зависимости от начальных условий.
Поделив уравнение для (5′ на последнее уравнение системы
(15.9) , с учетом выражения (15.13) получим уравнение для фазовых траекторий
|
|
|
|
Проинтегрировав (15.14), получим уравнение фазовых траекторий в явном виде:
![]() |
где С0 — вторая произвольная постоянная, определяемая начальными условиями для Р (0) И со* (0).
Рассматриваемая нами система уравнений (15.9) не является грубой, что привело к появлению бесконечного числа особых точек, определяемых прямой (15.11). Если какая-либо фазовая траектория пересечет прямую (15.11), то соответствующая точка пересечения является особой точкой для рассматриваемого движения (рис. 15.2). Отсюда следует, что каждой комбинации начальных
|
условий по переменным со* и <ЬУ соответствуют свои особые точки на прямой (15.11).
Координаты особых точек могут быть получены из одновременного решения уравнений (15.11) и (15.13), которые приводятся к одному нелинейному уравнению для определения значений координаты со*:
(15.16)
Величины со£ удобно находить графически, строя зависимости от со* левой части равенства (15.16) (рис. 15.3). Значения остальных координат в особой точке определяются из соотношений
Рассмотрим устойчивость движения в окрестности особых точек, определяемых величиной й*х. Уравнения (15.9) в вариациях относительно параметров движения в особой точке будут иметь вид:
Р’ = рсоу + ра0со*;
со ‘у = [ml + В1 (со;)2] Р;
‘ Ро со* = т р.
Продифференцировав первое уравнение по т и подставив выражения ДЛЯ Ыу и coi из второго и третьего уравнений, получим
Из уравнения (15.18) определяются два корня характеристического уравнения системы уравнений (15.17), третий корень равен нулю. Из уравнения (15.18) следует, что решение для (3 (т) в окрестности особой точки имеет колебательный характер. Частота колебаний определяется по формуле
0)0 = ~j/~-—Р (/л!) “Ь &оМх “Ь — Вр (со*) ). (15.19)
Решение в особой точке устойчиво, если выполняется неравенство
ту + йот* + Bf. i (о>х)2< 0, (15.20)
и неустойчиво при обратном знаке неравенства (15.20). Таким образом, условие, при выполнении которого особая точка соответствует устойчивому движению, можно записать в виде
|-;|<|/ЕВрЛ = -кг+^ (15.21)
Из рис. 15.2 и 15.3 следует, что при некоторой величине Сг — Cf, т. е. при некоторых начальных условиях, одна из неустойчивых особых точек (Аг° 2 или 3) сливается с устойчивой особой точкой (№ 1). Это произойдет при значении постоянной Cf, определяемой по формуле
СГ = ^-(1+а0х,)3/2-^-. (15.22)
Такое значение Cf соответствует величине угловой скорости в особой точке:
СО* крит — C’)f3 / 1 "І — •
Учитывая выведенные ранее условия устойчивости и неустойчивости решений в особых точках (15.21), получим, что все особые ТОЧКИ, ДЛЯ которых угловая скорость меньше Ш* крит ЯВЛЯЮТСЯ
устойчивыми, а для которых | со* | > со*кр1ТТ соответствуют седловым особым точкам.
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Следует отметить, что через особую точку пройдет фазовая траектория, удовлетворяющая вполне определенным начальным условиям, которым соответствует некоторое значение постоянной С0. Это значение С0 находится из условия прохождения фазовой траектории, описываемой уравнением (15.15), через особую точку с координатами |3 = 0; (Ьх = со*. Отсюда получаем
125
Рассмотрим частный случай начальных условий, соответствующих воздействию на самолет порыва ветра:
Р(0) = Р«; ю,(0) = (0) = 0. (15.25)
В этом случае Сг = 0 и уравнение фазовых траекторий на плоскости (<1>/у, со*) приобретает вид
— 1 — ( (х>1
![]() |
![]() |
![]() |
а на плоскости (В, со,) вид
Из соотношения (15.27) видно, что при достаточно малых угловых скоростях крена, когда можно опустить член с со*, фазовыми траекториями будут либо эллипсы, если выполняется условие
rrfij -f ct0m* <0, (15.28)
либо при невыполнении этого условия — гиперболы. В последнем случае движение неустойчиво. Критерий устойчивости (15.28) совпадает с обычным приближенным условием устойчивости для линейных уравнений бокового движения [13].
Для рассматриваемого случая имеются три особые точки с координатами:
1) р = 0, 2)13 = 0, |
3) р = о, |
||
— —* со* = со*> |
* <0* = —со*, |
||
со* = и>у = 0, со у = —а0со*х, |
* (0у :=: (Х, ф)х* |
(15.29) |
|
где |
®:==cop/ З(1+Кіа0)- |
(15.30) |
Можно показать, что особые точки 2 и 3 являются седловыми особыми точками и через них проходят сепаратрисные кривые, разделяющие области устойчивого движения в окрестности особой точки У, от области неустойчивого движения, сопровождающегося неограниченным возрастанием <ЬХ. Характер фазовых траекторий системы уравнений (15.9) виден из рис. 15.4.
Для нахождения уравнения сепаратрисной кривой, определим величину ро = Ркрит» ПРИ которой фазовая траектория проходит через точку р = 0, со* = со*. Получим:
о ____ 1 + Ка0 “I f 3
Ркрит Kl у 2В ‘
Если при ступенчатом порыве ветра | ро | < Ркрит» то движение самолета ограничено (при наличии демпфирования —устойчиво).
При | ри | > ркрит движение апериодически неустойчиво. Таким образом, при анализе устойчивости возмущенного движения самолета в дополнение к условию (15.28) необходимо учитывать условие рI < Рк] ит* На рис. 15.5 приведены примеры зависимости Ркрит от величин щ и а0 Характер движения самолета при порывах ветра, полученный путем моделирования на АВМ при х0 > О, виден из рис. 15.6, а, Моделирование проводилось с использованием практически точных уравнений движения. Фазовые траектории на рис. 15.6 соответствуют случаю относитечьно малого демпфирования. Влияние степени демпфирования на величину критического возмущения может быть оценено с помощью рис. 15.7, на котором построена зависимость ркрит от 1/^ат> где п ат — количество колебаний до практического затухания (п ат 0,48п 5). Эга величина варьировалась изменением производных ™-{уУ и в Одинаковое число раз
![]() |
относительно номинального значения.
Как было получено ранее, в общем случае начальных условий положение особых точек и вид фазовой картины движения определяются постоянной Clt
Рис. 15.5. Пример зависимости от ос0 величины возмущения от ветра | Ркрит |» приводящей к потере устойчивости движения
|
зависящей or начальных условий по cov и cov. На рис. 15.8 построены примеры изменения фазовых картин при вариации величины С-, для а0 > 0. Значение С. = 0 соответствует рассмотренному ранее случаю (3(0) =ро, соА. (0) = со7 (0) = 0, а остальные случаи соответствуют различным сочетаниям начальных условий по параметрам движения.